plus minus gleich

Продвинутые пользователи платят электронно

Чуть больше половины сайтов предлагают совершить покупку электронно — через пластиковую карту или электронные деньги«Если к 2015 году Россия выйдет на текущий уровень США по доле электронной коммерции в обороте розничной торговли, а это 10%, то рынок электронной коммерции составит около 3 триллионов рублей. Это фантастические цифры и прекрасные возможности развития бизнеса»,— отметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на форуме РИФ+КИБ 2013.

Представитель TNS Россия Марина Пикулева рассказывает, что 93% населения страны знают об электронных деньгах, но лишь треть ими пользуются чаще, чем раз в полгода. 80% населения в возрасте от 18 до 45 лет, проживающих в городах-миллионниках, по-прежнему предпочитают офф-лайн терминалы оплаты. Даже в Москве проникновение электронных денег составляет всего 39%. Пользователи чаще всего оплачивают электронными деньгами сотовую связь (60% от всех транзакций), покупки в интернет-магазинах (46%), услуги провайдеров (45%) и билеты на самолеты и поезда (29%).

По данным совместного исследования Openstat и Robocassa, лишь 10% (303 тысячи) всех сайтов рунета предлагают пользователям тут же на сайте оплатить покупку. Это четвертая часть от всех ресурсов, на которых вообще что-то можно купить (таковых в рунете 38%). Чуть больше половины сайтов с найденными способами оплаты предлагают совершить покупку электронно — через пластиковую карту или электронные деньги. Доля сайтов, предлагающих оплатить покупку наличными, переводом через «Почту России» или банк, составляет соответственно 45, 10 и 50%. Интересно, что с февраля 2012 года эти доли практически не поменялись.

В первую пятерку по присутствию на коммерческих сайтах входят такие способы оплаты, как: Webmoney (есть у трети сайтов), Яндекс. Деньги (17%), Qiwi (15%), Robokassa и RBK. Money. Интересно, что из всех представленных способов оплаты за прошедший год свою долю смогла увеличить только Qiwi, причем примерно вдвое (с 7–8%). Список платежных систем замыкают компании Rapida, Cyberplat, Chronopay, Assist. Эти системы на четверых обслуживают 8% российских сайтов, позволяющих оплачивать покупки электронными способами. Авторы исследования подчеркивают, что речь идет лишь о количественных показателях присутствия на сайтах, но не об объемах транзакций.

По словам сооснователя Robokassa и одного из авторов исследования Олега Покровского, наиболее позитивным итогом исследования можно считать тот факт, что доля наличных (оплата курьеру и прочие формы) в электронной коммерции снижается. «Магазины с оплатой курьеру наличными можно вообще исключить из сегмента электронной коммерции. Сама по себе оплата наличными — довольно нетехнологичный способ»,— считает Покровский.

Он уверен, что привычка платить наличными серьезно мешает развитию e-commerce, поскольку в электронной торговле всегда есть вопрос возврата средств и аванса. Точнее, вопрос доверия между продавцом и покупателем. Продавец должен быть уверен, что ему заплатят за доставку, поэтому требует аванс. Покупатель должен быть уверен, что получит надлежащий товар, а в ином случае сможет вернуть деньги. При оплате наличными все это сильно осложняется.

«Рынок электронной коммерции будет прирастать за счет небольших городов, где нет крупных магазинов бытовой техники, офисов производителей. У жителя города-миллионника есть выбор: купить что-то в интернете или съездить в салон, проверить товар и купить. У жителя маленького города такого выбора нет, потому в малых городах e-commerce будет расти даже быстрее, чем в крупных»,— уверен Покровский.

Авторы отчета компании PayU о состоянии российского рынка онлайн платежей утверждают, что проникновение электронных способов оплаты составляет в Москве и Санкт-Петербурге 36 и 33% соответственно, а вот в Северо-Западном и Южном федеральных округах этот показатель едва дотягивает до 15%. Но уже сейчас доля наиболее привлекательных для рынка электронной коммерции пользователей интернета (25–45 лет) в столице составляет 3,7% от всей аудитории рунета, в то время как города с населением менее 100 тыс. человек дают 15,3%, утверждают в TNS Россия.

Директор по маркетингу компании uBank Евгений Козлов считает, что мешают не сами наличные, а недоверие людей к интернет-торговле. «Покупая за наличные, люди уверены в качестве товара, поскольку есть возможность его проверить на месте. Разумеется, безналичные платежи способствуют росту онлайн торговли, но наличные никуда не денутся, пока остается недоверие покупателей по отношению к продавцам»,— считает Козлов. По его мнению, в регионах e-commerce будет расти за счет выхода в небольшие города крупных онлайн проектов федерального масштаба.

«Наличные мешают, в первую очередь, товарным интернет-магазинам, но если говорить о платежах за виртуальные товары и услуги, то здесь безналичные способы свою нишу отвоевали»,— считает представитель платежной системы Яндекс. Деньги Ася Мелкумова. Она согласилась с тем, что в небольших городах темпы роста электронной коммерции будут действительно несколько выше, чем в крупных.

«Сейчас более продвинутые пользователи используют электронные средства оплаты, и доверие к этим средствам оплаты растет. В то же время существует культура наличных денег в России, и навязывать переход на электронные деньги просто не имеет смысла… Говорить о том, что электронные деньги мешают наличным или наоборот, было бы совсем неправильно»,— резюмирует представитель компании Qiwi Александра Высочкина.

 

Отправьте нам заявку





Нажмите на изображение, чтобы его изменить


Доставка Qiwi Visa Plastic