plus minus gleich

Платежные терминалы принимают купюры нового образца, в отличии от банкоматов

С появлением в начале 2012 года новых, более защищенных банкнот номиналом 500 и 5000 рублей обращение наличности на рынке усложнилось. Клиенты жалуются на то, что многие банкоматы не принимают купюры нового образца, банкиры пеняют на производителей и поставщиков банкоматов, а те, в свою очередь, предпочитают отмалчиваться. В Центробанке заверяют, что предупреждали всех заранее, а эксперты указывают, что по мере замены старых дензнаков новыми ситуация может еще больше осложниться.

Терминалы принимают любые купюры любого номинала

О проблемах с приемом купюр нового образца в банкоматах и платежных терминалах рассказали сразу несколько клиентов банков. Подтвердили поступление жалоб на невозможность внести в банкомат или терминал новые банкноты и в Банке России. Банки объясняют сложившуюся ситуацию техническими проблемами с перенастройкой оборудования на новые банкноты. "Мне порекомендовали разменять пятитысячную купюру нового образца на тысячные банкноты и вносить в банкомат уже их, для чего потребовалось предварительно отстоять длинную очередь",— рассказал клиент одного из банков. Существование такой проблемы особенно удивительно, учитывая, что о введении в обращение новых денег с начала 2012 года Центрального Банка предупредил участников рынка заранее — еще в сентябре 2011 года.

По данным Банка России на конец третьего квартала прошлого года, всего в России действовало 106,7 тыс. банкоматов, из которых 93600 имели функцию cash in приема наличных .

Согласно информации Национальной ассоциации участников электронной торговли за тот же период, на территории России работало около 250 тысяч платежных терминалов.

Банки наличие проблемы не отрицают трудности с приемом денег нового образца в банкоматы и терминалы. Прицельный опрос топ-10 банков по банкоматной сети показал, что перепрограммировали свои банкоматы и терминалы далеко не все банки. В ряде банков десятки признали "наличие некоторых ограничений". "На самом деле банкоматы многих банков, оборудованные устройством приема наличных "cash in", в настоящее время не принимают банкноты номиналами 500 руб. или 5 тыс. руб. новой модификации",— говорит начальник управления банковских продуктов Альберт Звездочкин.

Сложившуюся ситуацию банкиры склонны объяснять недоработками производителей оборудования: они еще не предоставили версию программного обеспечения, позволяющую принимать новые виды купюр. "Компании—производители банкоматов работают над тем, чтобы сделать необходимые доработки и настройки аппаратуры для беспрепятственного приема для всех банкнот",— отмечает руководитель операционно-технологического департамента Ирина Косяченко. По ее словам, для банкоматов эта работа будет завершена в ближайшее время. Впрочем, многие банкиры настроены гораздо более пессимистично. "Существующие технические решения от компании-производителя банкоматов и любого другого производителя не обеспечивают нам идентификацию пятитысячных купюр, и в ближайшее время мы не видим перспектив решения этой проблемы",— указывает первый заместитель председателя правления одного из банков Александр Булочник. "На перепрошивку одного банкомата не нужно много времени, но для этого требуется подготовка эталонного программного обеспечения, а оно предоставляется поставщиком оборудования, и мы пока его не получили",— говорит и директор департамента карточных и дистанционных технологий Андрей Гамольский. Аналогичные пояснения дали и в других банках. При этом банкиры указывают, что пока справляются с ситуацией дедовским способом, меняя клиентам новые деньги на старые в кассах, но предупреждают, что по мере увеличения новых дензнаков в обороте ситуация может усугубиться.

В компании-поставщика оборудования для банков вчера не смогли прокомментировать ситуацию с разработкой программного обеспечения для приема купюр нового образца. В другом крупном производителе банкоматов получить комментариев не удалось. Там порекомендовали обратиться во внешнюю пиар-службу, телефоны которой не отвечали. По словам председателя совета директоров компании-поставщика оборудования для банков Сергея Костромина, первый вариант программного обеспечения при выпуске новых купюр можно сделать за одну-две недели, но требуется до одного месяца на тестирование и проверку возможных ошибок.

В ЦБ считают, что времени для подготовки и у банкиров, и у производителей было предостаточно. "Временной лаг между объявлением о выпуске новых купюр и их обращением был сделан специально для того, чтобы банки и терминальные сети успели подготовить свое оборудование,— говорит источник в Центробанке.— Объявив о выпуске новых купюр, мы пригласили производителей и поставщиков устройств по приему наличности в свой сервисный центр, чтобы они могли получить технические условия для разработки нового программного обеспечения". Обеспечить прием новых банкнот к определенному времени Центральный Банк от банков не требовал, полагая, что они и сами заинтересованы не доставлять неудобств клиентам.

Впрочем, для банков удобство клиентов — похоже, не главное. Банкоматы и терминалы являются для них не основным источником доходов, а в первую очередь способом разгрузить собственную сеть и предоставить дополнительный сервис клиентам. В пользу этого довода говорит то, что небанковские платежные системы, зарабатывающие в основном на операциях по приему наличных, оказались гораздо более оперативны в перенастройке оборудования. Так, крупнейшая система платежных терминалов Qiwi (около 50% рынка, более 120 тыс. устройств) принимает купюры нового образца всех номиналов, заверили там. "Учитывая, что терминал является главным источником получения дохода, его владельцы заинтересованы в своевременном обновлении программного обеспечения и делают это оперативно",— указывает пиар-директор группы Qiwi Александра Высочкина.

 

Отправьте нам заявку





Нажмите на изображение, чтобы его изменить


Доставка Qiwi Visa Plastic