plus minus gleich

Как работает платежный терминал

Как работает платежный терминалКакие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «терминал» — киоск, банкомат, платежный столбик, картомат, ящик, автомат — не все названия можно применять для обозначения платежного терминала, но все-таки их так называют. Вспоминается сотовая связь, комиссия и крылатое «терминал сдачи не дает». Похоже на правду?

В сознании крепко закрепился стереотип терминал - сотовый телефон. Действительно, ведь большую часть платежей при помощи терминалов платежей совершают именно для оплаты сотовой связи.

Наиболее частой проблемой на стороне клиента при оплате через платежный терминал является задержка поступления средств на пополняемый счет. Не существует четких временных рамок, которые позволяют принимать решение о том, задержан платеж или прошло приемлемое количество времени, и ощущение ожидания еще не беспокоит плательщика. Давайте назовем этот период периодом комфортного ожидания. Кто-то начинает волноваться уже через минуту-две, кто-то преспокойно может ожидать в течение нескольких часов. А при оплате «нестандартных» услуг, таких как телевидение или зачисление на счет в системе электронных денег, имеет более длительный период комфортного ожидания. У каждого он свой. 

Причиной таких задержек является целый ряд причин, которые возникают с различной периодичностью. Проведение платежа — достаточно сложная в техническом плане процедура. Электронный платеж проходит несколько стадий проверки, прежде чем клиент увидит увеличение счета на экране телефона или в личном интернет-кабинете поставщика услуг. При штатной работе всех узлов платеж поступит на счет в срок от нескольких секунд до нескольких минут. За это короткое время электронный платеж проделывает путь: клиент > терминал > сеть оператора сотовой связи, выступающая в качестве канала связи > сервер региональной платежной системы > сервер федеральной платежной системы > сервер поставщика услуг. В зависимости от размера платежной системы и конечного получателя платежа некоторые пункты могут не присутствовать в этой цепочке.

На каждом из этапов может возникнуть проблема, которая станет причиной задержки поступления средств. От банального отсутствия GPRS-связи, которая обеспечивает связь терминала с платежной системой, до обрыва кабеля на сервере получателя платежа.

Необходимо помнить о том, что не редко терминалом владеет не сама платежная система, а дилер (агент) — физическое или юридическое лицо, которое осуществляет прием платежей от имени платежной системы. Т. е. пользователь видит на дисплее терминала логотип и название платежной системы, но платежный терминал при этом не принадлежит платежной системе; техническое обслуживание собственных терминалов (обеспечение кассовой ленты, ремонт, инкассация и пр.), забота о наличии средств на дилерском (агентском) счете и пр. — полностью лежат на плечах предпринимателя, осуществляющего платежную деятельность. Счет дилера (баланс карты, агентский счет) — лимит, в рамках которого дилер может осуществлять прием платежей от населения. Другими словами — наличие терминала еще не достаточное условие для начала приема платежей. Чтобы иметь возможность осуществить платеж, например, на 100 руб., агент (дилер) должен заранее побеспокоиться об обеспечении этой суммы на своем счете в платежной системе, через которую он работает.

Часто отсутствие средств на счете дилера становится причиной задержки поступления средств на счет ничего не подозревающего плательщика. В какой-то момент лимит, в пределах которого платежная система проводит платежи, внесенные на терминале дилера, исчерпывает себя, при этом терминал продолжает принимать наличность, аккумулируя купюры в специальной кассете, встроенной внутрь корпуса терминала. Исправить такую ситуацию может только внесение дилером платежа на свою агентскую карту: как только счет агента будет пополнен, платежная система начнет осуществлять их отправку.

Выступать в роли копилки, которая только принимает наличность, терминал может и по другой частой причине — отсутствие связи с платежной системой. Это происходит в местах неустойчивой GPRS-связи, когда терминал, приняв платеж, не имеет возможности сообщить серверу платежной системы о принятых средствах. В платежной системе существует система удаленного мониторинга, при помощи которой специалисты платежной системы отслеживают состояние терминалов. Если терминал не выходит на связь, специалист по мониторингу сообщает об этом техническому специалисту, который незамедлительно выезжает на платежную точку, чтобы выявить причину неисправности и устранить ее. Как только связь терминала с сервером платежной системы будет установлена, платеж начнет проходить последующие этапы.

Кстати, удаленный мониторинг терминалов дилера осуществляет сам агент, который может, скажем, проверять наличие связи терминала с платежной системой лишь пару раз в сутки. Такие терминалы в случае возникновения сбоя связи с сервером платежной системы, конечно же, выводятся на связь не так оперативно. Поступление средств на счет в таком случае может проходить несколько дольше привычного.

Увеличение обычного времени поступления платежа, безусловно, событие не из приятных. Иногда мы можем подождать, а в другом случае на ожидание нет и минуты: срочный звонок, важная встреча, очень надо в Интернет. Важно понимать при этом, что задержка платежа не может стать причиной, по которой деньги пропадут и никогда не будут зачислены на счет. Хочется, чтобы никогда не было поводов для расстройств и отрицательных эмоций. Хочется обратить внимание, если это кого-то может успокоить, что описанные в этой заметки причины, приводящие к увеличению (иногда существенному) времени поступления платежа на счет, никогда не создаются нарочно. Платежная система против своей воли может стать заложником обстоятельств, приведших к такой ситуации, заставляя человека, совершившего платеж, ждать.

Помогут в такой ситуации понимание того, что происходит (ведь чаще всего именно неведение приводит нас к беспокойству) и немного терпения. Если платеж не поступил на счет в течение 24 часов, необходимо обратиться в службу поддержки по указанной на терминале контактной информации, и быть готовым назвать как можно более точные данные о платеже: номер счета или телефона, сумму платежа, место совершения оплаты (название магазина, улицы, номера дома и пр.), а так же прочие данные, которые указаны в квитанции. Если терминал не выдал ее (а это может произойти из-за того, что закончилась кассовая лента или сломался термопринтер), то повода пережить нет: сведения о платеже имеются в журнале операций на терминале и в биллинге платежной системы. Возможно, чтобы отыскать их потребуется немного больше времени, но, в конце концов, затраченные средства будут зачислены на счет. Если квитанция необходима для отчетности на предприятии (это касается везунчиков, которым работодатель оплачивает сотовую связь), то копию чека можно запросить на электронную почту, факс или получить ее лично в офисе платежной компании.

 

Отправьте нам заявку





Нажмите на изображение, чтобы его изменить


Доставка Qiwi Visa Plastic